Жанры китайской живописи

Китайская живопись своеобразна, но если рассматривать ее жанры, то можно заметить, что китайские художники, как и европейские, рисуют портреты, пейзажи и натюрморты, конечно со своими особенностями.

Самым ранним был портретный жанр, так как еще в доисторическую эпоху люди рисовали своих одноплеменников на скалах. К началу нашей эры в Китае портретный жанр достиг своего расцвета. Художникам удавалось передать не только внешнее сходство, но и внутреннее состояние человека, особенности его характера.

Особое отношение у китайцев к пейзажному жанру или, как он называется в Китае, жанру "горы и воды". Этот жанр возник позже портретного, но очень быстро стал основным, на протяжении последней тысячи лет китайские художники создают гораздо больше пейзажных полотен, чем каких-нибудь других. Для китайского мировоззрения характерно представление о единстве природы и человека, то есть природа, как и человек, может обладать своим характером и наоборот, человек, проявив свои душевные качества, может вызвать отклик у природы. Такая позиция проглядывается во всех китайских картинах жанра "горы и воды".

На натюрмортах, которые называют в Китае жанр "цветы и птицы", обычно изображаются камни, звери, птицы, травы, т.е. элементы природы. Китайские натюрморты происходят от орнаментов, которыми украшали свои изделия ремесленники. Особенно любят изображать китайские художники цветы - хризантемы, орхидеи, а также деревья, например, цветущая слива изображена на очень многих картинах.

Китайская картина не считается законченной, если к ней не придумано название и стихотворное сопровождение, причем качество каллиграфического написания также очень важно. После того как слова сочинены и написаны, художник ставит свою личную печать на картину, только после этого картина признается готовой.

Очень характерным приемом на китайских картинах любого жанра является использование большого количества пустого пространства, такая композиция разнит китайскую и европейскую живопись. На картинах пустые пространства могут быть замаскированы под туман, облако, отблеск света, но часто можно увидеть и просто пустоту, ничем не прикрытую. Использование пустого пространства несет важную смысловую нагрузку, автор как бы говорит, что нет таких средств, которые смогут полностью передать красоту вселенной, поэтому он оставляет некую недосказанность.