Феофан Грек

В 14 веке Новгород стал центром распространения ереси стригольников, которые противостояли официальной церкви и учили, что для веры не нужны посредники, она личное дело человека, а грехи надо поверять "матери сырой земле", а не попу. Немудрено, что именно Новгород стал пристанищем для величайшего иконописца средневековья Феофана Грека, творчество которого вовсе не укладывалось в рамки стандартизированной религиозной византийской живописи того периода.

Основной работой Феофана Грека в Новгороде стала роспись церкви Спаса Преображения, посетив эту церковь сейчас, вы можете увидеть его росписи купола, а также росписи аспиды. Кроме того, сохранилась часть фресок, расписанная им.

В 90-е годы Феофан Грек прибыл в Москву, где участвовал в росписи некоторых церквей, а также частых домов бояр и князей.

Считается, что известные иконы Успения и Преображения написаны именно им, но это спорный вопрос.

Художественный стиль художника является уникальным, в первую очередь он удивляет экспрессией и выразительностью, не свойственной для религиозной живописи того времени.

Даже неподготовленный к восприятию церковного искусства человек поражается чувствами, переданными в росписях, и это при том, что изображения сделаны в технике скорописи, т.е. без особой детализации и с малым количеством цветов.

Две стороны греческого христианского искусства - классическое начало и стремление к аскезе - идеально взаимодействуют в его творчестве.

Для росписей Феофана характерно использование символики христианства, которая до этого не была известна на Руси. Например, именно у него русские иконописцы научились использовать пробела, указывающие на духовность изображаемого персонажа.

Основные цвета, использовавшиеся Феофаном, достаточно скупы, это белый, черный, различные оттенки красно-коричневого, скупость палитры соотносится с аскезой монашеской жизни, художник словно отказывается от красочности мира в пользу Бога.

По описаниям очевидцев византийский мастер никогда не писал, глядя на образцы икон, как было принято в то время, поэтому его творчество это абсолютное новаторство.

Несколько икон Феофана, которые сохранились до нашего времени, разительно отличаются от его настенных росписей, в его иконах уже многоцветие, внимание к деталям, мягкость, очевидно, что художник считал, что икона и роспись в храме несут различную функции и по-разному призваны влиять на верующего.