"Скачет красная конница" Каземира Малевича

Абстрактные картины Каземира Малевича знамениты во всем мире, именно они позволили ему стать самым известным русским художником. Но в самой России эти картины в советское время были попросту исключены из истории искусства.

Единственной абстрактной картиной, которую советская власть признавала, была "Скачет красная конница...". Очевидно, что одобрительное отношения было связано с тем, что на картине изображались события октябрьской революции, пусть и в абстрактной форме.

Итак, на картине, между небом и землей, скачет отряд красноармейцев.

Небо занимает большую часть картины или, если быть точным, 0,618 ее часть, что соответствует пропорции золотого сечения, и это сразу привлекает к ней внимание.

Земля представлена словно в разрезе, и состоит из полос 12 цветов.

Отряд конников также состоит из 12 человек, которые сгруппированы по четыре.

Изображение неба, земли и людей между ними это обращение к трем основным свойствам мироздания, а значит попытка сделать новую вселенную, которую собственно и создавала советская власть на обломках старой империи.

Указывает на создание новой вселенной и земля в разрезе, которая словно представляет план нового обустройства земли.

12 всадников и 12 цветов, которые используются для изображения земли, также не случайны. Двенадцать это произведения трех и четырех, двух очень важных для человека чисел, причем тройка отсылает нас к классическим вещам, например, три группы всадников ассоциируются с тремя русскими богатырями, а четверка, наоборот, к новейшей истории, которая творится этими воинами здесь и сейчас. Кроме того, тройка соотносится с неуправляемым процессом, а четверка с процессом, которым кто-то направленно руководит, а революция представляет собой и то, и другое, ведь она подобна стихийному бедствию, и в то же время она проект, подготовленный определенными людьми.

Отряд всадников смещен к правому краю картины, то есть создается впечатление, что движения картины направлено вверх и влево, что говорит о том, что у новой силы (революции) есть перспективы развития и в эволюционном, и в революционном планах.

Энергия этой картины понятна каждому, ее образы математичны и просты и улавливаются бессознательно всеми людьми без всякого анализа.